Айрат Галиуллин (ayrat_galiullin) wrote,
Айрат Галиуллин
ayrat_galiullin

Categories:

Искусство рассказывать

Одним из лучших рассказчиков, которых я встречал в своей жизни, был Леонид Саныч Маслов. Концертмейстер группы контрабасов Чебоксарского оперного театра.

Он окончил Гнесинку, работал в оркестре цирка Никулина, знал многих и многих в артистической Москве. В молодости плотно тусовался со стилягами – брюки-дудочки, галстук «пожар в джунглях», джаз на костях, все дела. В общем, Санычу было что рассказать, и делал он это мастерски.

Но даже он в антрактах возвращался из курилки, утирая слезы смеха. «Надо же, - говорил Саныч, - каков подлец этот Чебс. Что ни скажет – все смешно. Нет, как у него это выходит?».

Это действительно было загадкой. Второй тромбонист по прозвищу Чебс не говорил ничего особенно остроумного. Не выжимал шуток. Не играл артистически лицом. Не делал эффектных пауз. Не использовал ни одного из приемов, которые мы наблюдаем у известных юмористов.

Про одну такую фишку рассказывал Хазанов. Когда он был совсем молодым артистом, ему довелось где-то там выступать. Юный Гена очень волновался – он хотел понравиться зрителю, рассмешить его. Вполне естественное желание для юмориста, верно? И Хазанов для этого использовал секретные профессиональные приемы. Например, если кто видел выступления Райкина, легко вспомнит его характерную добивку шутки. Чтобы после остроты запустить смех зала, маэстро замирал на несколько секунд, слегка выпучив глаза.

Хазанов назвал это «отмычками». Выдал шутку – и сразу отмычка. Публика заводится. А потом привыкает и ржет после каждой отмычки уже на автомате. Так профессионал может побудить зрителей реагировать практически в любом месте, где ему нужно.

В тот вечер молодой Хазанов их тоже использовал. А когда после выступления зашел в гримерку, к нему подошел пожилой матёрый актер. Не помню, как его звали, не важно. И говорит:

- Гена, ты очень хорошо выступал. Молодец. Но позволь дать тебе один совет.
- Какой? – спрашивает Гена. И превращается в одно большое ухо.
- Знаешь, – отвечает тот, – ты все-таки не настаивай…».

Вот это «а ты не настаивай» - очень философская мысль, как мне представляется. Но сейчас не о ней, а о том, что у многих юмористов есть такие приемчики. Отмычки. Только тромбонист Чебс их не использовал. И черт его знает почему, когда он открывал рот, все вокруг покатывались со смеху.

Какая-то мистика, да.

Вот и в этом видео меня в первую очередь зацепило не содержание, а то, как рассказчик его подает. Ведь ничего особенного не делает. Во всяком случае, не больше, чем любой рассказчик в курилке, допустим, оркестра оперного театра. Но смешно.

А с содержанием я полностью согласен. Абсолютно.

Subscribe

  • Послание Гарсиа

    Давно задаюсь вопросом: почему молодые, здоровые и с виду не глупые мальчики и девочки, которые работают официантами и продавцами сотовых…

  • Почему глаз не цепляется

    А давайте-ка перемоем косточки какому-нибудь тексту. “С помощью слов убеждают солдат идти в бой и тех, кто пришел «просто…

  • Они говорили — ты сумасшедший! Но они ничего не понимали

    Расскажу-ка я вам свою историю После окончании Казанской консерватории я работал в оркестре оперного театра и еще в двух местах, но доходов…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

  • Послание Гарсиа

    Давно задаюсь вопросом: почему молодые, здоровые и с виду не глупые мальчики и девочки, которые работают официантами и продавцами сотовых…

  • Почему глаз не цепляется

    А давайте-ка перемоем косточки какому-нибудь тексту. “С помощью слов убеждают солдат идти в бой и тех, кто пришел «просто…

  • Они говорили — ты сумасшедший! Но они ничего не понимали

    Расскажу-ка я вам свою историю После окончании Казанской консерватории я работал в оркестре оперного театра и еще в двух местах, но доходов…