Модератор сообщества ru_psiholog
Кому лень читать, в двух словах: в статье я выступал против обычая насильно пичкать гостей едой, удивлялся нравам огородников и выдвигал предположение, что эти безобразия растут из старой установки «еда – очень ценный ресурс».
В пародиях m_d_n предложила обыграть тему поста, взяв за основу классическое произведение и сплетая цитаты из обоих мест. Как-то так.
Я предложение принял, и что из этого получилось - смотрите ниже. Уважаемая m_d_n пишет на тему «Анны Карениной», я на «Преступление и наказание».
Надо сказать, Достоевского я перечитывал в последний раз, наверно, лет пятнадцать или двадцать назад. Поэтому решил просмотреть основные моменты вечнозеленого триллера и вспомнить стиль письма.
Воспринимается тяжеловато. Громоздкий и многословный язык классика совершенно нечитабелен. Глаз путается в деепричастных оборотах и застревает в гусенице несущественных мелочей.
Думаю, живи Федор Михайлович в наше время, в Топ блоггеров Яндекса ему не попасть.
Но мы понимаем, что в эпоху писателя такой слог считался нормой. Можно вспомнить "Слово о полку Игореве" - его сегодня легче прочесть на английском, чем на языке оригинала. Годы идут, манера подачи информации меняется. Так что сложный для современного восприятия стиль совершенно не умаляет гения автора.
Ну, а теперь пародии.
Психологизация а la Анна Каренина
"Никто, наверно, не знает, какая она должна быть на самом деле счастливая семейная жизнь, - говорил Айрат Галиуллин, придя в сообщество ru_psiholog после обеда. - Недавно вот прочитал я Льва Толстого. И даже фильм такой есть, как жила одна красивая женщина с хорошим самостоятельным мужем. С крупным чиновником, из областной администрации или даже депутатом. И ведь чего ей не хватало? - ушла она от чиновника и сошлась с бизнесменом. Бизнесмен был видный из себя, красавец-мужчина, гоночные машины очень любил. Он сперва горячо заинтересовался ею - ну, красавица же, - в рестораны, на отдых, ну понятно как всё началось у них. А потом она показала своё нутро, - поехали на дачу, родителям нужно все вскопать (а воздух-то в саду какой, приезжайте!), натаскать навоз (загорать, загорать к нам давайте!), прополоть сорняки (мы вам баньку затопили, ждем!), а затем куда-то пристроить урожай (ну и для кого мы старались?). Жратвы сейчас вдоволь - разнообразной, качественной, недорогой. С голода никто не пухнет, в обморок на улице не падает. Недостатка в продуктах нет. В общем, он отказался ехать на дачу к её родителям и она, конечно, в оскорбленных чувствах бросилась под поезд. Ну кто ж тут виноват? Весь мир согласен, что виноват во всем ее муж. Где логика?
Давайте я расскажу вам, как было дело. Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. "Ну съешьте еще кусочек! Вот салатика попробуйте, вам понравится+ Мяса, мяса накладывайте, не стесняйтесь! Что же вы совсем ничего не кушаете?" Знакомо? Приходилось ли вам когда-нибудь уносить ноги из гостеприимного дома? Все смешалось в доме Облонских вовсе не потому, что жена узнала о связи мужа с француженкою-гувернанткой. Жена объявила мужу, что не может жить с ним в одном доме, совсем по другой причине, - муж отказался доедать оставшиеся после праздника полтазика оливье. Где-то глубоко внутри, в дремучих уголках её бессознательного намертво сидела установка "еда - очень ценный ресурс". Вот её кладовка была заставлена кладовка до верху банками с позапрошлогодними огурцами. Выкинуть засахаренное варенье не поднималась её рука. Культ еды, вот что сгубило семейное счастье. Из-за того, что она заставляла других есть, все члены семьи и домочадцы чувствовали, что смысл в их сожительстве - опустошение холодильника и что на постоялом дворе случайно сошедшиеся люди более связаны между собой, чем они. Костлявая рука голода, нависшая над сознанием жены, мрачной тенью нависла над сознанием близких и друзей. И наша задача не насильно спасти жён, - это уже явная патология, - а первыми отойти от диких ритуалов. Это безобразие нужно кончать, ребята. Хотя бы в своей голове. Гармонии вам - с собой и миром!"
Преступление и наказание
В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К-ну мосту.
Надо сказать, что с некоторого времени он находился в раздражительном и напряженном состоянии похожем на ипохондрию. Старуха-процентщица, жившая в Н-м переулке, куда студент сейчас и держал путь, отравляла ему жизнь, причиняя невероятнейшие душевные страдания.
Алена Ивановна, начав посещать психическую штудию на Сенной, поменялась совершенно... Вот и сейчас она, едва забренчал медный звонок, тотчас отворила дверь, и ее высохшее лицо расплылось в широкой беззубой улыбке.
- А я уж заждалась вас, батенька! – прошамкала процентщица, пропуская молодого человека. - Все давно на столе, Родион Романович, стынет. Да погодите вы со своим залогом, успеется!
…После четвертой перемены блюд Родион откинулся и незаметно перестегнул ремень на две дырочки.
- Ну съешьте еще кусочек! Вот салатика попробуйте, вам понравится… Мяса, мяса накладывайте, не стесняйтесь! Что же вы совсем ничего не кушаете?
- Так ведь не могу больше, Алена Ивановна, не лезет… - попытался возразить молодой человек, но старуха сверкнула веселыми острыми глазками.
- И слышать ничего не желаю, голубчик! В старину, знаете, как батраков проверяли-с? Сажали за стол, и кто много ест - хороший работник. Так что жуйте давайте, глотайте-с. А я пока пирог подам. Он уж спекся, поди.
Она ушла в другую комнату за занавески. Молодой человек, оставшись один среди комнаты, мучительно страдал, глядя на таз с недоеденным оливье.
«Да что ж это такое, - шептал он про себя. – Разве это возможно терпеть? Который раз прихожу и еле уношу ноги. Это безобразие нужно кончать, ребята. Хотя бы в голове процентщицы. Неужто я не изгоню демона голодной смерти из облюбованного им логова между старухиными ушами?»
Рука его потянулась к пальто, лежавшему тут же на диване с огромною выгнутою деревянною спинкой, и нырнула под полу.
- А вот и пирог, батенька, со смородинкой! – старуха вплыла в комнату с огромным подносом. – Попробуйте-ка, Родион Романович. Со своего огорода ягодки, не магазинные-с.
- Да я уже не…
- Ничего не знаю, для кого я старалась все лето? А вы, голубчик, меня на даче уж непременно опять навестите-с. Я и баньку вам истоплю. И позагораете вдоволь. А воздух-то в огороде какой, м-м-м… - старуха мечтательно закатила глаза и молодой человек, воспользовавшись этим обстоятельством, скользнул ей за спину.
- У меня еды много, голубчик – не открывая глаз сладко шамкала процентщица. - Разнообразной, качественной, недорогой. Я вам с собой положу пару баночек позапрошлогодних огурцов. А то портятся уже. И варенья банок шесть возьмете - засахаренное, но выкидывать нельзя. И печенье нельзя. Картошку - тем более. А кашу доешьте, батенька, не оставляйте силы на тарелке-с. В Отечественную восемьсот двенадцатого года, помнится, крыс ели-с…
Старуха вскрикнула и вдруг вся осела к полу, хотя и успела еще поднять обе руки к голове. Кровь хлынула, как из опрокинутого стакана, и тело повалилось навзничь.
Раскольников положил топор на пол, подле мертвой, перешагнул тело и медленно вышел из комнаты.
«Силен был демон, - прошептал он обескровленными губами, - но и я не тварь дрожащая!».