Previous Entry Поделиться Next Entry
Нафига мне ваши Магелланы
ayrat_galiullin
Эту статью я прочел несколько лет назад. Подивился, хмыкнул, закрыл браузер и забыл. Мало ли в интернете интересных статей, мало ли в мире любопытных теорий.

А потом вспомнил.

Затем вспомнил еще раз. Тогда опять нашел текст, просмотрел повторно и сохранил у себя на диске. Потому что он не только ответил на вопрос моей школьной юности, но и позволил просто и доступно объяснить его другим.

А вопрос этот я периодически слышу, в той или иной форме. Хотя начинается он всегда одинаково: «Да нафига мне эти ваши…».

Статья — запись лекции Сергея Переслегина во Владивостоке. Переслегин, если кто не знает, это такой лобастый ученый, который занимается социологией и военной историей. И теорией систем. И геополитикой, как наукой. И немного фантастикой. И еще много чем. Очень грамотный товарищ.

И вот он рассказывает, как в 2003 году был приглашен с группой специалистов в Армению — чтобы проанализировать систему образования и дать руководству республики рекомендации на будущее. Прошло уже прилично времени после распада СССР, и власти, видимо, задумались, правильно ли они продолжают учить свою молодежь. Тому ли и так ли.

Переслегин мимоходом упоминает, что престиж образования в Армении всегда был чрезвычайно высок. Если спросить там: «Правда ли, что во время вступительных экзаменов ректор университета значит не меньше, чем президент?» все отвечают: «Что вы! В этот момент ректор гораздо важнее президента».

И вот приглашенные специалисты пришли в одну из лучших столичных гимназий и стали спрашивать учеников 11 класса про некоторые очевидные вещи.

Результаты их испугали. Испугали и тех, кто заказывал исследование.

Формулу серной кислоты написал один человек. Логарифмы умели считать трое. Число хромосом у человека не помнил никто. Далеко не все выпускники знали кто такой Магеллан и что он натворил. Больше половины не смогли перечислить соседей Армении, которых всего четыре, причем с двумя из них Армения на тот момент воевала.

Кто-то может сказать: «Ну и что? Ну, не знает парень Магеллана, не помнит число хромосом. Не интересуется географическими соседями, подумаешь. Нафига ему эти завитушки, если он собирается, к примеру, делать карьеру в рекламном агентстве или продавать компьютерный софт? Или откроет фирму по изготовлению элитной мебели, или крутое турагентство. Нафига ему ваши логарифмы?»

Переслегин отвечает, нафига.

Все развитие цивилизации он делит на четыре фазы:

— Архаичная
— Традиционная, она же сельскохозяйственная
— Индустриальная
— Когнитивная, которая сейчас, по мнению Переслегина, начинается.

Для каждой из фаз характерна своя картина мира, в ней человек живет и с ней себя соотносит. Например, «традиционной» фазе развития соответствует такое миропредставление:

«Вот в центре — моя деревня. Не важно, какая это деревня, она может называться «Нью-Йорк», «Москва» или «Владивосток». Это все равно «моя деревня», и, значит, я сам. Вокруг есть небольшая область, о которой я что-то знаю, «варварское окружение». А дальше лежит абсолютно неведомая земля, в которой может быть все, что угодно. А скорее всего, нет вообще ничего».

Причем радиус «известной Вселенной» в «традиционной» фазе — это первые десятки километров, может быть, первые сотни. А дальше пустота. И понятно, что если выпускник школы начинает внутренне соотносить себя с такой картиной… Переслегин пишет: «Многие в Интернете видели глобус Америки, где огромная Америка, рядом небольшая Европа, а весь остальной мир, фактически, сконцентрирован в группу островов. Это, конечно, шутка, но шутка довольно страшная. Это означает определённую картину мироощущения. И определенную культуру принятия политических решений».

Определенную культуру принятия политических решений.

Автор предлагает пораспрашивать выпускников школ по астрономии. И утверждает — они знают, что Земля круглая. Но объяснить, почему наступает зима и лето уже не могут, имеют смутное представление о наклоне земной оси и не могут ответить, откуда берутся полярные круги или тропики.

«Они слышали, что Земля вращается вокруг солнца, хотя не понимают этого, но готовы в это поверить. А расстояние от Земли до Солнца, по их мнению, почти такое же, как и до Луны. Остальные неподвижные звёзды расположены чуть-чуть дальше. Обратите внимание: это же схема Аристотеля впрямую. То есть, он так себе представлял небо…».

И вывод: «Люди в своих картинах мира стремительно погружаются во все более и более глубокое историческое прошлое».

Ученый объясняет, что возврат «традиционной» фазы чреват самой масштабной социальной катастрофой в истории. Войны, голод, болезни… Здесь он, на мой взгляд, слегка сгущает краски, не учитывая некоторые факторы — то же развитие интернета, например. Зато дает хороший ответ на то, как это положение исправить. И какое место занимает Магеллан (хромосомы, логарифмы) в нашей с вами системе знаний.

Об этом в следующем посте.

Сайт galiullin.ru

  • 1
иногда мне кажется, что подобные исследования "сгущают краски". У меня же есть сын, ион в свои 7 лет, может ответить уже на многие из вышеперечисленных вопросов (не, не про хромосомы, но про астрономию/географию - легко).
С другой стороны я сталкивался с людьми, у которых отсутствуют элементарные знания по географии, математике и самое страшное (по моему) по истории. Кстати химию с биологией я не отношу к "первому пакету необходимых знаний".

Мне тоже показалось, что Переслегин мрачновато смотрит на вещи, учитывая то, как он в лекции расписал ужасы будущей катастрофы. Что касается сына, в следующем посте дам еще кусочек лекции, где он описывает, как обучают детей элиты на западе.

да уж...
заставляет задуматься

До середины 20 века базовой специальностью был инженер. Это мог быть "недоинженер", то есть квалифицированный рабочий, либо суперинженер, то есть ученый, но все равно инженер.
А какова сегодня эта базовая специальность мы сами не знаем...

Edited at 2014-10-27 11:20 (UTC)

Я хоть и безнадежный гуманитарий, но был бы только за, если бы инженерная специальность вернулась на свою центральную позицию.

Что бы она вернулась, нужны регулярные войны в формате второй мировой. Вернее, инженеры нужны для таких войн...

Не дай бог, конечно. И хочется верить, что не только для войн. Есть же еще задачи освоения космоса, биотехнологий, т.н. шестого технологического уклада.

Это уже не совсем инженеры. По крайней мере, я читал, что улучшать ракету и ракетное топливо уже некуда, нужны принципиально иные решения.

Ну, а что должен знать менеджер помимо знания отрасли, в которой он менеджерирует?

да сейчас каждая уборщица - это уже менеджер (по клинингу)). Дворник - менеджер по уборке двора. Продавец - менеджер по продажам. Парикмахер - менеджер по укладке. И т.д.
Менеджер, по большому счету, ничего не должен знать, кроме своей отрасли. Тут и печаль.

А "гуманитарка"?
Не для дворника, конечно, но управленец уже должен понимать ряд вещей из гуманитарной отрасли.

Особенно страшно когда руководитель страны начинает думать что есть только его страна или чиновники что за МКАДом нет жизни и плюс к этому двоечники по истории.....

особенно страшно, когда некоторые люди уверены, что прекрасно знают мысли руководителя страны...

В школе я это все знала и помнила. Годами эти знания были не востребованы и потихоньку начали стираться из памяти. Математику я решала с легкостью, но вот спустя более 10 лет жизни без логарифмов, я уже не помню, как их решать. Не помню формулы, которые знала прекрасно и могла среди ночи их рассказать и применить.
Если какие-то знания нам не пригождаются, они стираются.
Другое дело, когда на такие простые вопросы не могут ответить школьники, у которых это все свежо... Тут страшновато, конечно.

Я тоже не помню логарифмы, но дело не только и не столько в них, сколько в общей системе знаний. Надеюсь, в следующем посте я сумею развернуть эту мысль Переслегина.

Ну допустим, земля действительно круглая..


Узкий специалист подобен флюсу...

Ну, а что делать, если, как Вы справедливо заметили, интернет дает ощущения быстрой доступности любой информации?
Я, помню, еще когда ребенком (еще до интернета) читала Жюля Верна, уже тогда думала, что в диких условиях мне не выжить, потому что ни пороха я не изготовлю, ни капкана. А теперь в голове вообще хранится минимум. Сеть меняет наше сознание.

Думаю, что каждому времени/эпохе соответствует своя система базовых знаний. Сейчас умение изготовить порох не входит в эту систему, а вот пробелы в географии, пожалуй, это плохо во все времена.

Это нормально для мозга - защищаться от переизбытка информации (или игнорировать ее). Вспомните, как 20 лет назад мы знали телефоны всех знакомых наизусть, а теперь если мобильник потерял - ждешь, когда тебе позвонят. Или не позвонят.
Я помню, как наши педагоги по физике и алгебре(умнейшие женщины, кстати!) говорили нам, что нет смысла заучивать наизусть таблицы Брадиса или плотностей веществ - потому что есть источники справочной информации, где ее всегда можно посмотреть. И незачем забивать память.
Я не утверждаю, что "не знать" хорошо. Я просто думаю, что то колоссальное количество информации, которое сваливается на человечество сейчас, заполняет оперативку и все время поддерживает мозг в состоянии стресса и необходимости эту память очищать. Мозгу же все равно что выкинуть - картинки с котиками или соседей Армении. Котики, вроде, даже как-то поприятнее.... ))
Не знаю, удалось ли мне донести свою мысль о том, что незнание в ранние исторические эпохи и незнание сейчас - это разные незнания. Я так думаю. Не эксперт.

Может быть, вы правы, не спорю. Единственное сомнение у меня в том, что наш мозг перенасыщен информацией. Есть мнение, что возможности мозга гораздо-гораздо шире, чем мы себе представляем.

Количество информации однозначно избыточное. В том, что мы не запоминаем (а часто и не замечаем) все это спамерское великолепие - как раз заслуга защитных функций памяти.
А так как мозг - рефлекторный орган (читай "тупой"), то без специальной команды или настройки, он будет расставлять приоритеты с точки зрения безопасности и удовольствия. Поэтому мой все время жрет конфеты и прогуливает английский ))

Теперь сижу, пытаюсь вспомнить логарифмы))

И как извлекать квадратный корень из магеллана? :)

Я сам логарифмы напрочь забыл, если честно. В следующем посте постараюсь развернуть мысль об этом.

Корень из Магеллана - это да)))

Многое забылось со школы и университета

Edited at 2014-10-30 08:34 (UTC)

да, в прошлое. Но не совсем то о котором говорит лектор

  • 1
?

Log in